Самарское обозрение,
4 апреля 2002 г.
Обратный ход
575 просмотров
Динамичное развитие промышленности, рост оборотов предприятий, модернизация основных фондов, расширение производства привели к знаковым переменам для страховых компаний. Очень многие, публично заявляя о своей "универсальности", в то же время проявляют все больше интереса к ориентации на потоки крупного клиента. В отдельных случаях страхователь становится акционером страховщика, вложив в уставный капитал страховой компании внушительные средства.
В последнее время губернские страховые компании и филиалы московских демонстрируют возврат к кэптивности. Получить денежные потоки крупных клиентов или их часть стало если не сверхзадачей, то наверняка одной из первостепенных целей, и владельцы страховых компаний готовы идти ради этого на многое, даже на утрату самостоятельности. Первым продемонстрировало это ЗАО СК "Скиф-Инком", ушедшее "под крыло" подшипникового холдинга "СПЗ". Председатель совета директоров "Скиф-Инкома" Сергей Кириллов утверждает, что его компанию нельзя называть кэптивной, но в "универсальности" "Скиф-Инкома" можно по крайней мере усомниться. В ходе разговора с "СО" тот же Кириллов выразил надежду, что переход под контроль группы "СПЗ" изменит структуру страхового портфеля компании. Пример "Скиф-Инкома" нарушает идиллию, которая сложилась на рынке страхования после августа 1998 года. На протяжении последних трех-четырех лет все региональные и филиалы московских компаний заявляли о себе как об универсальных структурах, что было вполне естественно: перед ними стояла задача зарабатывать средства. Для этого были все необходимые предпосылки. Сумев выжить в условиях финансового кризиса, накопив существенные возможности и авторитет за счет своих владельцев, кэптивные компании ("Энергополис", "Инкасстрах", "Инвестфлот", "Скиф-Инком") быстро заняли верхние строчки рейтингов страхового рынка области. Их рост стал причиной серьезного передела сфер влияния. Часть клиентуры, в основном промышленные предприятия и крупные торговые компании, сменили ориентацию. Прежние кэптивы создавались специально для обслуживания своей материнской структуры. Они имеют прекрасный опыт общения с корпоративными клиентами, а внушительные резервы владельцев дают возможность весьма гибкого маневрирования ценами на услуги. Вообще успех корпоративных страховщиков объясняется тем, что на кэптивы работает еще и брэнд головной компании. Страховщику проще поверить дочерней компании "Лукойла", "ЮКОСа", Министерства путей сообщения, "Русского алюминия" или "Самараэнерго", которые уж точно никуда не денутся, чем пусть крупной, но независимой страховой компании. Чтобы усилить свои позиции, последние консолидируются и создают разветвленные холдинги, каждое из подразделений которых ориентировано на выполнение своих собственных задач. Такое объединение выстроила, к примеру, СК "РОСНО". В настоящий момент в его рамках уже работают три компании — "Самара-РОСНО", ЗАО "Самара-РОСНО-Мед" и филиал ОАО "РОСНО". При этом возможности центральной компании, владеющей более чем 70-ю лицензиями на различные виды страхования, успешно сочетаются с работой дочерних региональных структур. Если посмотреть на список крупнейших российских и самарских страховых компаний, то большинство из них так или иначе имеют кэптивное происхождение. Более того, в структуре портфелей основных игроков, которым принадлежит 90% всего самарского рынка, основное место занимает обслуживание крупных предприятий. Лишь отдельные страховщики специализируются на работе с частными лицами. Наиболее активно на этом рынке ведет себя "РОСНО" в сфере ДМС, но и у нее основной объем взносов получен за счет работы с корпоративными клиентами. Действующие в Самарской области кэптивы можно условно разделить на несколько групп — "нефтяную", "энергетическую" и "транспортную". Первая группа включает компании "Прогресс-Гарант" ("ЮКОС"), СК "Лукойл", СК "Транснефть". Другая группа — это "Энергополис" и "Энергогарант", страховые компании, входящие в созданную "Волгопромгазом" группу. И, наконец, третья — СК "Инвестфлот" (страхование судов и ответственности морских перевозчиков), филиал СК "ЖАСО" (страхование железнодорожных перевозок, жизни пассажиров) и приволжский филиал "АФЕСа" (авиационные перевозки и связанные с ними риски). Заместитель директора филиала ОАО СК "АФЕС" Нина Еремина признает, что ее компанию можно назвать кэптивной. Тем не менее, перед руководством Приволжского филиала стоит задача более активного продвижения на региональном рынке и диверсификации бизнеса. Отдельно позиционируются на рынке такие структуры, как ОАО "Инкасстрах" (страхование сотрудников и перевозок "Росинкасса"), "Военно-страховая компания" (риски основного хозяина, Сбербанка, и связанные с оборонными производствами). Несмотря на то, что они активно работают на рынке, основной упор делается на обслуживание головных структур. Правда, по словам ведущего специалиста СК ОАО "Инкасстрах" Владимира Дементьева, доля "Российской инкассации" в общем объеме сборов не превышает 30%, все остальное приходится на имущественное страхование и страхование ответственности сторонних структур. Обладая большим потенциалом, кэптивные страховые компании достигают прекрасных результатов в завоевании общего страхового рынка. Даже зависимые от своих центральных офисов структуры, такие как КбЖД, "Самараэнерго", "АФЕС", предпочли разделить свои операции между отраслевыми московскими кэптивными компаниями и своими собственными структурами (пример — то же "ЖАСО" в связке со "Скиф-Инкомом"). По оценкам самих страховщиков, доля клиентов "со стороны" в крупнейших кэптивах продолжает увеличиваться, однако этот процесс сильно замедлился. При этом доля сборов с корпоративных клиентов в общем объеме сбора страховой премии остается довольно высокой — от 40 до 60%. Несмотря на всю разницу в схемах работы универсальных и кэптивных компаний, в последнее время активно возрастает доля кэптива в универсальных компаниях. Если платежи одного корпоративного клиента составляют больше 20% всех страховых премий, то совершенно очевидно, что с ним достигнута долгосрочная договоренность и он осуществляет все свои страховые операции именно через данную компанию. Таким образом, универсальные компании, начиная договариваться с финансово-промышленными группами, приобретают все признаки кэптивных. Не все самарские кэптивы дотягивают до 20-процентной доли, но тем не менее движение идет именно в этом направлении. Для универсальных компаний кэптив — благоприятный фактор развития. Они несколько теряют в независимости, приобретая крупного корпоративного клиента (особенно если это один из учредителей компании). Но кэптив — это прежде всего стабильные высокие обороты, деньги, которые могут служить поддержкой в случае чрезвычайных обстоятельств в других частях бизнеса. Кроме того, не стоит забывать и требование Минфина об увеличении уставного капитала страховых компаний до 1 млн долларов. Не все страховщики смогут найти такие деньги, поэтому не исключено, что ряд средних по размеру уставного капитала компаний попытается привлечь новых акционеров из числа финансово-промышленных групп. То есть по сути дела они трансформируются в кэптивные. По словам директора одной из страховых компаний, большинство его коллег рассматривают вопрос о поиске в 2002-2003 году структур, способных вложиться в наращивание уставного капитала. Однако официально этого никто не спешит подтверждать. Правда, есть и другой вариант развития отношений между страховщиками и их собственниками. При нем отдельные кэптивные компании попросту выбрасываются из цепочки расчетов, а их место занимают другие кэптивы. Именно это произошло с "Таймрезервом" и "Возрождением" после того, как подразделения "ЮКОСа" в основной массе переориентировались на сотрудничество с "Прогресс-Гарантом". "Инвестфлот" и "Веста" потеряли потоки "Волготанкера". Каждая из этих компаний была отлучена от основного источника поступления денег, и ей пришлось работать на рынке самостоятельно. Естественно, после этого объемы операций снизились. Впрочем, при этом компании сумели не только удержаться на рынке, но и развить операции по добровольным видам страхования, по работе с физическими лицами. "Инвестфлот" же, давно переросший рамки Самарской области, развивал сотрудничество с морскими и речными перевозчиками на Черном море, Дальнем Востоке и юге России.
БЕГУН Д.
Вся пресса за 4 апреля 2002 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Регионы, Компании и капиталы, Страхование имущества, Управление риском, Страхование ответственности
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
11 ноября 2024 г.
|
|
Тарантас Ньюс, Брянск, 11 ноября 2024 г.
Портал «Госуслуги» напомнит об окончании действия полиса ОСАГО. Что об этом думает страховой брокер
|
|
CNews.ru, 11 ноября 2024 г.
«Узбекинвест» в партнерстве с GlowByte разработал корпоративное хранилище данных с единой системой отчетности
|
|
Чеченская Республика сегодня, ИА (Чечня Сегодня), 11 ноября 2024 г.
Банк России: Жители Чечни стали чаще жаловаться на банки и реже – на страховые компании
|
|
Коммерсантъ-Екатеринбург, 11 ноября 2024 г.
Шестерых уральцев будут судить за мошенничество со страховкой на 4,4 млн рублей
|
|
Total.kz (Тотал Казахстан, ИА), Алматы, 11 ноября 2024 г.
В Минздраве исключили оформление лекарств на граждан, переехавших за границу
|
|
МК-Урал, Екатеринбург, 11 ноября 2024 г.
Шестерых свердловчан обвиняют в мошенничестве в сфере автострахования
|
|
Report.Az, Баку, 11 ноября 2024 г.
АБР увеличивает климатическое финансирование после предоставления США и Японией суверенных гарантий
|
|
ТурДом, 11 ноября 2024 г.
«Победе» запретили ставить автоматические галочки при продаже билетов онлайн
|
|
Казахстанский портал о страховании, 11 ноября 2024 г.
Страховщики предлагают меры по устранению пробелов в киберзащите для политиков ЕС
|
|
МК в Астрахани, 11 ноября 2024 г.
Роспотребнадзор по Астраханской области подал в суд на авиакомпанию «Победа»
|
10 ноября 2024 г.
|
|
НГС, Барнаул, 10 ноября 2024 г.
Сибирячка потребовала с больницы 10 миллионов рублей за неправильный диагноз
|
|
РБК (RBC.ru), 10 ноября 2024 г.
HFLabs завершил пилотный проект новой aCRM-системы
|
|
Конкурент, Владивосток, 10 ноября 2024 г.
Всем, у кого есть ОСАГО, готовят новые изменения – подробности
|
9 ноября 2024 г.
|
|
Наш дом Новосибирск, 9 ноября 2024 г.
Все что нужно знать о бесплатном туристическом страховании в Таиланде
|
|
Свободная пресса, ИД, Москва, 9 ноября 2024 г.
Михаил Матвеев: За гипс и роды у мигрантов бюджет заплатил уже десятки миллиардов
|
|
КурсивЪ, Астана, 9 ноября 2024 г.
Страховка от ненастья: как заработать на катастрофических облигациях
|
|
Российская газета онлайн, 9 ноября 2024 г.
Запчасти для авто начнут маркировать. Как это поможет бороться с контрафактом
|
 Остальные материалы за 9 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|